Туимский провал
                 Путешествие в рукотворную бездну
                                     Диггерские туры по шахтам Туима
Туим. Небольшой поселок в 20 км от районного центра Шира и в 190 км от Абакана, когда-то, в конце XIX века маленький хакасский улус из 10-12 юрт. Название улуса, как утверждают старожилы, произошло от искаженного «той им», что значит «праздник на речке»: в те времена здесь ежегодно осенью устраивались ярмарки по продаже скота.
В дореволюционные годы рядом с п. Туим были обнаружены залежи медно-молибденовых руд и начата
их разработка. Заслуга здесь принадлежит французскому инжинеру М.Ф.Деларю, который женился на
русской дворянке, продал принадлежащий ему курорт на Черном море и поселился здесь. Именно
Деларю «открыл» Туим и окрестные места, такие, как Улень и нынешний Цветногорск, как
перспективнейшие центры по добыче руды цветных металлов, он же заложил здесь и первые шахты,
называя их именами жены и дочерей.
В послереволюционные времена все шахты были национализированы, а поселок Туим фактически
превращен в составную часть сети трудовых концентрационных лагерей. Еще Солженицын в своем
«Архипелаг ГУЛАГ» писал о «Туимлаге», где «зека» быстро превращались в «доходяг». Местные
жители, что постарше, помнят послевоенные «лагерные годы», когда Туим был закрытой зоной. В те
годы там находилось около 25 тысяч политзаключенных, работавших на молибденовом руднике,
строивших поселок, обогатительную фабрику, железную дорогу к ней и ТЭЦ.
Шахта, известная сегодня, как Туимский провал, появилась в начале ХХ века. Она тогда носила название
Киялых-Узень, т.е. «Своенравный лог» и выглядела совсем не так, как сейчас. Раньше это была гора, а
в ней шахта по добыче медной руды. Гора была вся изрезана штольнями и штреками, по некоторым
штольням ходили вагонетки с рудой. Добыча в те годы велась с помощью отбойных молотков и
взрывчатки. Однажды из-за ошибки маркшейдера шахта начала осыпаться. В 1954 году все шахты на
этой горе, от греха подальше, взорвали. Никто не знал, что под поселком Туим находится огромная
естественная пустота, и после взрыва центральная часть горы диаметром около 300 метров
обвалилась вниз на глубину более 100 метров, в результате чего образовалась местная
достопримечательность - Туимский провал. Дно постепенно заполнилось водой и образовалось озеро.
Местные жители говорят, что в это время неподалеку высохло болото.
Контур провала менялся, в 1954 г. его диаметр был 6 м., в 1961 г., после взрыва, 60-70 метров. В 1975 было установлено ограждение 50 м., эта площадь считалась опасной зоной. После небольшого землетрясения (2-3 балла) в 1991 году часть грунта обвалилась и диаметр достиг 60-70 метров.
В породе присутствовует около 70% химических элементов таблицы Д.И.Менделеева. Серый камень (пустая порода) - диорит, грандиорит; зеленая порода - окисленная медь или малахит; блестящая порода -
  халькоперид; блестящая порода - крапин камипирит; белый камень - кварц; черная порода - железная руда; камень цвета сажи - молибден.
Все работы на провале проводились подземным способ при помощи взрывчатки и отбойных молотков. При этом с течением времени верхняя часть горы постоянно оседала. Руду вывозили вагонетками наружу, а затем отправляли на фабрику, производительность которой составляла 500 000 тонн в месяц. Там вырабатывали медь, молибден, железо и до 1% золота, остальная порода шла в отходы, содержащие в себе много разнообразных химических элементов (в том числе золото, серебро).
В 1974 г. рудник Киялых-Узень «в связи с полной отработкой рудных запасов» был закрыт, а Туимское рудоуправление было реорганизовано в Туимский завод по обработке цветных металлов, ныне работающий на привозном сырье.
Многие проезжие, туристы и просто отдыхающие непременно хотят побывать на Туимском провале. Это чудо творения человеческих рук - гигантская яма в горе - с первого взгляда просто шокирует своей грандиозностью отвесных стен и темной зеленью глубочайшего озера.
Этому, в свое время поспособствовал и Юрий Сенкевич, побывавший в 1996 г. на Туимском провале и проводивший там съемки для своей передачи «Клуб путешественников».
В последние годы провалом интересуются не только любители посмотреть, но и аквалангисты, и любители модного сегодня экстремального спорта.
Из самых разных городов приезжают сюда попрыгать на «тарзанках» или спланировать на спортивном парашюте. Словом, провал обрастает реалиями и легендами…
А в 2004г. в этом удивительном месте происходили съемки широко рекламируемого телевизионного шоу «Фактор страха». Съемочная группа решила провести состязания экстремалов в Сибири, и ее маршрут пролег через Туим и Саяногорск.
 
Помимо Туимского провала, в черте поселка Туим имеется еще несколько заброшенных шахт («четверка», «пятерка» и «шестерка»), где, стараниями диггеров из клуба «Вершина», были проведены картографические экспедиции и проложены несколько маршрутов разной сложности.
Клуб «Вершина» с самого начала своего существования, организует регулярные диггерские выходы в Туимкий провал - исследовательские, экологические, краеведческие. Теперь мы предлагаем и экскурсионные маршруты.
Туры в провал и другие шахты, конечно, очень экзотичны и рассчитаны на любителя, но все они доступны практически любому желающему. Экскурсии предшествует инструктаж по пользованию снаряжением и подготовка, спуск и подъем в такие вертикальные шахты, как Туимский провал осуществляются со страховкой и помощью опытных инструкторов-диггеров.
Такие туры являются круглогодичными, они доступны зимой и летом. Инструктора обеспечивают  участников спецодеждой, касками, фонариками и перчаткам. Спортивная обувь для прохождения маршрута (кроссовки летом, ботинки зимой) должны быть свои.
ВНИМАНИЕ!
При всей исследованности данных маршрутов, диггерские туры являются маршрутами повышенной опасности. При прохождении маршрута не исключен травматизм, участники должны быть готовы к повышенной степени риска.
Инструктора «Вершины» обучены оказанию первой медицинской помощи.
 
Программа маршрутов
 
Однодневные туры по шахтам Туима
 
1. Маршрут «Спуск в провал»
Инструктаж и подготовка снаряжения - спуск по стене провала по веревке со страховкой (25 м)
- спуск по каменной осыпи к озеру (летом возможна прогулка по озеру на лодке) - путешествие
по горизонтальной выработке с посещение бетонного бункера - обед на дне Туимского
провала - выход из провала по стене (вариант: подъем на лебедке по стометровому колодцу с
выходом в «башне»)
 
Данный маршрут является «визитной карточкой» клуба «Вершина». В течение многих лет этот маршрут
был опробован инструкторами, скаутами и гостями клуба. Опытные инструктора помогут правильно
одеть снаряжение и научат, как пользоваться спусковым и подъемными устройствами, они же
организуют надежную страховку, дублирующую процесс спуска и подъема. Спустившись на верх осыпи,
вдоль стены, группа проходит вниз, к Малахитовому озеру. Здесь, на берегу, в летнее время можно
сделать отличные фотографии, организовать видеосъемку и покататься на лодке (дополнительная
услуга).
Затем группа направляется на экскурсию по кольцевому коридору внутри горы. Особы интерес
представляет бетонный бункер - вероятно, бывший когда-то машинным залом в шахте, и стометровый
вертикальный колодец вверх, к одному из выходов, т.н. «башню», видимо бывший лифт одной из шахт
горы. Маршрут не рекомендуется маленьким детям ( до 12 лет)
 
2. Маршрут «Лабиринты пятой и шестой шахт»
Знакомство с выработками на противоположном от Туимского провала хребте (по другую
сторону речки Туим). Все шахты легко проходимы, в нескольких местах применяется
ползание. Возможна организация игры «Клад» либо тренировки по альпинистской технике
спуска и подъема по веревке на скальном козырьке.
Затем возможна экскурсия на Туимский провал (без спуска в него)
 
Маршрут прост в прохождении, все участники, помимо знакомства со способами рудодобычи, получают
возможность попробовать свои силы в подземном ориентировании в небольших шахтовых лабиринтах.
Поиски «клада» позволят превратить экскурсию в увлекательную игру, а тренировка на окрестных скалах
позволит научиться спускаться и подниматься по веревке на специальном снаряжении. Маршрут без
возрастных ограничений.
 
3. Маршрут «Под скальной короной» (четвертая шахта)
Инструктаж и подготовка снаряжения - тренировочный спуск по скальному участку возле
четвертой шахты по веревке со страховкой (10 м) - спуск в шахту по стенке и леднику -
путешествие по лабиринтовой системе четвертой шахты - выход из шахты по веревке.
Затем возможна экскурсия на Туимский провал (без спуска в него)
 
Четвертая шахта  находится на противоположном от Туимского провала хребте, чуть дальше по дороге
от пятой и шестой. Вход в шахту окружен с трех сторон скальным цирком, есть вертикальные и
каскадные участки, похожие на громадные ступеньки. Это карьер, в одном из углов которого находится
горизонтальный коридор, заканчивающийся вертикальным спуском. Спуск невысокий, ок. 10 м. Далее
начинаются горизонтальные ходы - лабиринты. В одном из подземных залов шахты есть ствол бывшего
лифта, колодец, глубиной 20 м, уходящий на нижний, ледниковый ярус шахты. Сюда возможен спуск
подготовленных участников.
Маршрут повышенной сложности, рекомендуется ходить небольшими (до 10 чел) группами
подготовленных участников.
Подготовка (обучение спуску и подъему по веревке на специальном снаряжении) проходит в карьере на
скальных участках.
 
4. Маршрут «Во глубине сибирских руд» (обзорная экскурсия)
Остатки обогатительной фабрики - Туимский провал (без спуска вниз) - экскурс по
горизонтальной шахте
Почти целиком является экскурсионным туром, не требующим никакой специальной подготовки и
обучения. Участники проходят по живописным остаткам обогатительной фабрики (особый интерес
представляют до сих пор сохранившиеся здания  начала ХХ века, сложенные из камня). Затем, по
остаткам железной дороги, проходят к знаменитому Туимскому провалу, который осматривают снаружи,
без спуска вниз. В заключении все участники могут посетить одну из горизонтальных шахт, чтобы
познакомится с местными горными выработками - лабиринтами.
 
Хроника однодневного тура:
8-00
Отъезд из Абакана на автобусе
Качество проезда (автобус, микроавтобус, иномарка, ГАЗель, ПАЗ, Mersedes) оговаривается заранее.
10-30
Приезд в пос. Туим, начало маршрута
Автотранспорт ждет экскурсантов в договоренном месте, где заканчивается маршрут или сопровождает
их до места (по возможности
Ок.
14-00
Обеденный перекус на маршруте.
 
Обед готовят сами клиенты из привезенных с собой продуктов.
По договоренности с инструктором может быть разведен костер, организован мангал для шашлыков, чай
и т.д.
19-00
зима
21-00
лето
Обратный отъезд в Абакан
 
Стоимость однодневного тура:
- для малых групп (от 6 до 10 чел) - 700 руб/чел (Минимальная группа - 6 чел. Меньшая группа оплачивает
расходы на 6 чел.)
- для групп от 11 до 20 чел и для групп студентов и школьников - 500 руб/чел
- для больших групп (21-40 чел) - 400 руб/чел
В стоимость тура входит экскурсионное обслуживание и сопровождение, обеспечение специальным
снаряжением, организация обеденной стоянки (дрова, костер)
Питание самостоятельное.
Транспортные расходы рассчитываются дополнительно, исходя из пожеланий заказчиков (микроавтобус,
большой автобус) по маршруту Абакан - Туим - Абакан, включая сопровождение на маршрутах.
Стоимость микроавтобуса (до 6 чел) - 2.500
Стоимость ГАЗели (до 15 чел) - 6.000
Стоимость большого автобуса (до 40 чел) - 10.000?
 
Туры выходного дня
(два дня и одна ночевка
или три дня и две ночевки):
 
1. «Подземный Туим - 1»
День первый: заезд в пос. Туим, обзорная экскурсия на заброшенную обогатительную фабрику,
живописные песчаниковые останцы «Пальцы» и на Туимский провал (внешний осмотр, без спуска)
День второй: спуск в Туимский провал, прохождение кольцевой горизонтальной выработки, подъем на
поверхность.
При наличии третьего дня: выход в горизонтальные шахты или отдых. Отъезд
 
2. «Подземный Туим - 2»
День первый: заезд в пос. Туим, обзорная экскурсия на заброшенную обогатительную фабрику,
живописные песчаниковые останцы «Пальцы» и на Туимский провал (внешний осмотр, без спуска)
День второй: спуск в четвертую шахту, прохождение нижнего ледникового яруса, подъем на
поверхность.
При наличии третьего дня: выход в горизонтальные шахты или отдых. Отъезд
 
3. «Подземный Туим - экстрим»
День первый: спуск в Туимский провал, прохождение кольцевой горизонтальной выработки, подъем на
поверхность.
День второй: спуск в четвертую шахту, прохождение нижнего ледникового яруса, подъем на
поверхность. Отъезд.
При наличии третьего дня: выход в горизонтальные шахты, отъезд.
 
Хроника многодневного тура:
8-00
Отъезд из Абакана на автобусе
Качество проезда (автобус, микроавтобус, иномарка, ГАЗель, ПАЗ, Mersedes) оговаривается заранее.
10-30
Приезд в Туим. Начало маршрута
Автотранспорт может ждать экскурсантов в договоренном месте, либо приезжает дополнительно.
13-00 или
14-00
Обеденный перекус.
 
Обед готовят сами клиенты из привезенных с собой продуктов.
По договоренности с инструктором может быть разведен костер, организован мангал для шашлыков, чай
и т.д.
15-00
Продолжение маршрута
 
18-00
зима
20-00
лето
Выход с маршрута к месту ночевки в поселке (гостиница, хостел)
 
На следующий день
9-00
Приготовление завтрака, выход на маршрут
 
10-00
Продолжение маршрута, обед и далее по плану первого дня
 
18-00
зима
20-00
лето
Обратный отъезд в Абакан
Либо - возвращение в лагерь (при трехдневном туре)
 
В летнее время возможна организация подземного лагеря на дне Туимского провала в палатке,
приготовление пищи на костре из продуктов, привезенных с собой. Палатки, спальные мешки, коврики,
котловое и костровое снаряжение предоставляются. Инструктор поможет собрать дрова и развести
костер.
В многодневных турах возможна организация ночевки в гостинице пос. Туим или Шира, питание
самостоятельное, в кафе. Стоимость проживания в гостинице оговаривается дополнительно,
организаторы тура готовы забронировать места.
 
Стоимость тура выходного дня:
- для малых групп (от 6 до 10 чел) - 700 руб/чел/ день (Минимальная группа - 6 чел. Меньшая группа
оплачивает расходы на 6 чел.)
- для групп от 11 до 20 чел и для групп студентов и школьников - 500 руб/чел/день
- для больших групп (21-40 чел) - 400 руб/чел/день
В стоимость тура входит экскурсионное обслуживание и сопровождение, организация обеденной стоянки
и помощь в организации ночлега (дрова, костер, палатки), бронирование гостиницы.
 
Ночевки (варианты «гостиница» и «турбаза») рассчитываются отдельно
 
Питание самостоятельное, либо по отдельной договоренности.
 
Транспортные расходы рассчитываются дополнительно, исходя из пожеланий заказчиков (микроавтобус,
большой автобус) по маршруту Абакан - Туим - Абакан.
Стоимость микроавтобуса (до 6 чел) - 2.500 + 1.000 за каждый дополнительный день, либо еще 2.500 на
отъезд (если м\автобус не ждет, а уезжает, чтобы вернуться ко дню отъезда)
Стоимость ГАЗели (до 14 чел) - 6.000 + 2.000 за каждый дополнительный день, либо еще 6.000 на отъезд
(если ГАЗель не ждет, а уезжает, чтобы вернуться ко дню отъезда)
Стоимость большого автобуса (до 40 чел) - 10.000 (?) + 4.000 за каждый дополнительный день, либо еще
10.000 на отъезд (если автобус не ждет, а уезжает, чтобы вернуться ко дню отъезда)
Используются технологии uCoz